Комбайн НИВА СК-5М

IvanZenkevich › Блог › Комбайн НИВА СК-5М

IvanZenkevich › Блог › Комбайн НИВА СК-5М

СОДЕРЖАНИЕ

Как можно, без теплоты вспоминать наши комбайны? В них было, есть и останется какая-то стать. Монументальность, спокойствие. Иногда кажется, что НИВА признак благосостояния страны. Если в поле работают комбайны, значит все хорошо.

Комментарии 96

В 1980 году по комсомольской путевке от Ростовского института сельхозмашиностроения (РИСХМ)-сейчас ДГТУ, пришлось с моим другом Александром поработать все лето на заводе Ростсельмаш цехе сборки комбайнов, на главном конвейере.Там мы соединяли молотилку с каркасом. В смену делали более 70 комбайнов. Работали в3 смены. Работа не из легких- как обезьяны лазили по комбайну с бородками, молотком, болтами и пневмопистолетом.Было скользко от масла. Особо трудно было совместить отверстия на каркасе с молотилкой. Все зависело от опыта крановщицы-как она все это поставит на шасси. Без мата не обходилось. Сам завод называли — Бухенвальд! В цехе много работало «химиков». Вспоминаю работу на РСМ как очередное приключение.

Такие комбайны уже редкость.Работал на СК 5 НИВА в 85-87 годах.Первый год как получили замучались заводские косяки устранять . Пришёл с завода разобранный без копнителя, жатки, разгрузочного шнека, ещё и некомплект.Собрали отрегулировали. Первый год заколебались с ним ни сколько зерно убирали сколько на ремонте железки ждали. Второй и третий сезон очень даже ничего поработали . Ностальжи .

Есть фермеры которые до сих пор имеют в своём автопарке только такие НИВЫ. А есть еще и КОЛОС, у него два бункера по краям кабины.

В детстве крёстный давал покататься на таком, вырос в селе, еще были Енисей на них не получилось проехать

Такими машинами, управляют настоящие мужики!

Мне довелось ещё на СК-4 поработать, против НИВЫ на том каторга, кабины небыло вообще один зонтик над головой, а горели они очень часто.

В детстве часто катался на таком, и даже в бункере для зерна

Нива да а Колос был…

На такой Ниве меня когда то в детстве катали) В Украине =)

Работал на ДОН 1500Б… ностальгия…

Надо ДОН-1500А «затестдрайвить» 7 уборочных сезонов на таком отработал

Добрый комбайн, довелось убирать на нем хлеб!)))

я в детстве работал на таком

когда мелким был и проезжали мимо комбайнов, всегда хотелось в кабину комбайна :)

Есть в этой технике что-то завораживающие…

Иван спасибо вам огромное за ваши очень интересные, познавательные, а самое главное понятные любому, рассказанные нормальным русским языком обзоры! удачи вам в вашем деле, и почаще выкладывайте новое видео, еще раз спасибо!

Вот бы такую на гусиничном или полугусиничном ходу поглядеть

Иван в ПЕРВЫЙ РАЗ был не в своей тарелке))) Я бы тоже с ума сошел от рычагов и ремней))) Сейчас папку 66 лет пытал, КАК он мог на этом монстре работать) Хотя из детских воспоминаний только позитив… Помню, как с батькой на нем катался в раннем детстве. Сейчас бы не полез…
ЗЫ: и на этом СК-5 вообще нет боковых кожухов. С ними он — красавец!

Нива это хард кор, немного поработал на нем.

Как-то довелось на нем поработать помощником-ломался частенько и особенно запомнилась уборка ячменя-пыли море и чес еще тот)))

Комбайн «Нива» СК-5: обзор, характеристики, плюсы и минусы

Наиболее удачные конструкции машин со временем обрастают легендами и становятся своего рода символами эпохи. Вместе с тем, многие из них успешно работают и выпускаются до сих пор. Одного из таких «долгожителей» мы и рассмотрим в обзоре. Узнаем, чем примечательно устройство легендарного комбайна «Нива СК-5».

История создания

Вся конвейерная «жизнь» этой машины связана с заводом «Ростсельмаш». Еще в конце 1950-х годов местные инженеры довели до конвейера самоходный СК-3. Для предприятия это был прорыв — до этого там выпускали только прицепные агрегаты. «Тройка» имела большие резервы, чем и воспользовались конструкторы, «выдавшие» в 1962 году более производительную модель СК-4. Она получилась на редкость удачной, собрав массу наград на различных агровыставках.

Столь успешное шасси и послужило основой для «пятерки». Ее разработка и обкатка заняли немало времени — первые серийные СК-5 выпустили лишь в 1970 году, и еще 3 года новинка выпускалась параллельно с уже знакомым комбайном.

Столько же времени понадобилось для доводки первого ходового экземпляра — «прототип» был готов еще в 1967 году.

Где применяют комбайн

Основная «сфера деятельности» данной модели — уборка и первичная переработка зерновых. За счет довольно компактных габаритов и маневренности комбайн отлично подходит для обработки узких участков или же условий сложного рельефа.

Существует и версия для слабонесущих, влажных грунтов. Это машина с полугусеничным ходом, которая тоже освоена заводом. Опытные механизаторы знают, что в «стесненном» поле привычным «Нивам» нет равных — в таких условиях они дадут фору более мощным импортным комбайнам.

Технические характеристики

Чтобы понять, чем привлекателен комбайн СК-5 «Нива», рассмотрим актуальные технические характеристики выпускаемой ныне базовой модели:

  • двигатель: шестицилиндровый рядный дизель с наддувом, четырехтактный;
  • мощность (л. с): 155;
  • частота вращения барабана (об./мин.): 2900;
  • количество ножей: 64;
  • объем бункера (л): 3000;
  • скорость разгрузки (л/с): 40;

  • разгрузочная высота (м): 2,6;
  • тип очистки: двухрешетная;
  • ширина жатки (м): 5;
  • общая длина соломотряса (м): 3,6, состоит из 4 компонентов;
  • молотильный механизм: барабанного типа;
  • диаметр барабана (м): 0,6;
  • тип наклонной камеры: транспортер;
  • длина (м): 7,60;
  • ширина (м): 3,93;
  • высота (м): 4,1;
  • сухая масса (т): 7,4.

Двигатель комбайна

Современные «Нивы» оснащаются дизелем марки ММЗ — Д.260.1. Этот движок объемом в 7,12 л отлично подходит для различных работ.

Дело в том, что у него неплохой запас по крутящему моменту (622 Н/м), который обеспечивает хорошую тягу даже под полной нагрузкой или при проходе сложного участка. Мотор можно «раскрутить» до 2100 об./мин., но на практике стараются «поймать» средние (порядка 1400) обороты — в таком режиме достигается пик мощности.

Жидкостное охлаждение незаменимо для полевых работ, в этом плане минский дизель предпочтительнее «воздушников».

В качестве «сердца» данной машины также могут выступать и такие моторы, как:

  • СМД-17К и СМД-18К (оба — по 100 л. с.);
  • 120-сильные СМД серий 19К, 20К и 21К с наддувом.
Все они выполнены по рядной схеме с 4 цилиндрами, но проигрывают «шестикотловому» ММЗ по мощности и расходу — у них он немного выше.

Ходовая часть

Эта группа узлов включает в себя 2 моста: ведущих колес и управляемый.

Конечно, первый сложнее по конструкции. Он скомпонован из:

  • коробки передач;
  • муфты сцепления;
  • дифференциала;
  • блока с тормозом;
  • 2 бортовых редукторов;
  • непосредственно колес.
Коробка передач популярного комбайна модели «Нива» СК-5 — трехступенчатая, оснащена 3 валами и комплектом шестерен, 2 из них сделаны подвижными (как каретки) и крепятся на приводной вал.

Первая «прихватывает» первую передачу, а вторая — вторую и третью скорости. После включения передачи «свободные» шестерни блокируются специальным механизмом.

На приемный шкив приводного вала коробки ставится ведомый диск муфты сцепления, тогда как выжимной при помощи 12 пружин поджимает его к внутренней стороне шкива. Если сцепление выключается, муфта освобождает ведомый диск и перенаправляет вращение на КПП.

  • жесткой балкой;
  • поворотными кулаками;
  • трапецией в блоке с гидроцилиндром;
  • колесами.
Колесные полуоси держатся в торцах балки посредством шкворней и шарниров. На самих полуосях коническими подшипниками прикреплены ступицы.

На всех модификациях комбайна установлен клиноременной привод. Проще говоря, момент от мотора передается на шкив коробки передач ремнем, а управляется весь этот процесс при помощи вариатора.

Эта система, смещая диск ведущего блока, перемещает ремень по шкиву, тем самым меняя ширину ручья. Сам ремень при этом съезжает поглубже либо выводится «на кромку» (тогда диаметр увеличивается). Работа механизма регулируется золотником гидрораспределителя, ручка от которого выведена в кабину. Чтобы дать полный ход, ее переводят до упора вперед, а для сброса скорости — отводят назад.

Кабина и рулевое управление

По части комфорта «Нивы» подтянулись до современных требований. За счет новых материалов обивки лучшей стала звукоизоляция, да и находиться внутри стало немного комфортнее — на прежних версиях комбайнер находился, по сути, в нагретой железной коробке с неважной вентиляцией. На новых же машинах предусмотрен кондиционер (правда, в качестве опции).

  • рулевую колонку;
  • справа от нее рычаг КПП, раздельные педали тормоза и разгрузки бункера;
  • по левую сторону от руля стоят педали сцепления и рычаг «ручника»;
  • под рулем имеется рычаг подачи топлива, на разных версиях он может располагаться по разную сторону от «баранки».
Подрессоренное сиденье регулируется в двух плоскостях (горизонталь и вертикаль). Справа, в углу кабины, размещен приборный щиток с множеством контрольных ламп и контроллеров.

Там же установлены приборы — указатели давления масла и температуры воды, тахометр барабана и амперметр. Последнего может и не оказаться — многие фермеры ставят упрощенные щитки.

Немало места занимает блок управления рабочими механизмами и системами: барабаном, жаткой, «сбросом» бункера и т. п.

Система гидравлики

У этих комбайнов имеется 2 гидравлических системы. Основная обслуживает рабочие узлы, а рулевая облегчает управления.

В конструкцию основного контура входят:

  • насос типа НШ-32У;
  • предохранительные клапаны;
  • распределитель на 7 выходов;
  • двухсторонний ГЦ вариатора;
  • гидроцилиндры для подъема жатки и мотовила.
В свою очередь, рулевой контур включает в себя:

  • насос НШ-10Е;
  • золотниковый распределитель;
  • дозатор;
  • рабочий (он же силовой) цилиндр.
Обе системы используют жидкость, поступающую из одного бака объемом 14 л.

Жатка комбайна

Для комбайна «Нива» это одна из самых важных систем, по значимости ее часто ставят в один ряд с двигателем. Основными узлами и деталями являются:

  • Корпус, на который монтируются все рабочие компоненты. Его соединяют с наклонной камерой, используя для этого подвески и шарнир. Вся эта конструкция уравновешивается жесткими пружинами. На ней же крепится шарнирно-телескопическая передача с выходом на ножи.

  • Башмаки, регулирующие высоту среза. «Крайние» рассчитаны на 5 и 18 см, тогда как промежуточные варианты — это 10 и 13 см.
  • Мотовило, прихватывающее стебли при резке и направляющее их на шнек. По сути, это вал с закрепленными крестовинами, на которые присоединены небольшие трубчатые валики с пальцами (граблины). Они, в свою очередь, подпружинены.
  • Режущая кромка. На брусе стоят одинарные пальцы с приклепанными ножевыми пластинами, движущимися в разные стороны. Кроме того, здесь имеются также прижимные лопатки и пластины трения. В движение ножи приводятся связкой «шарнир — телескоп».
  • Шнек. Это цилиндр с наваренными «разноходными» лентами в виде спиралей — они идут в разные стороны, и при вращении смещают стебли в середину. Там их подхватывает специальный пальчик, который направляет эту массу на транспортер.
  • «Плавающий» транспортер. Он выполнен наклонным и ведет зерно к молотилке. Здесь 2 вала со звездочками на краях — ведущий и ведомый. За транспортировку «отвечают» втулочно-роликовые цепи со стальными планками.
  • Подборщик. Собирает скошенные стебли и отправляет их на «подошву» жатки. Для его установки придется снять мотовило.

Основные модификации комбайна

Кроме базовой модели, на ходу пребывают и «представители» других модификаций. Их за без малого 50 лет выпуска было множество, поэтому остановимся на самых распространенных. Обозначаются они просто — к сокращению «СК» добавлены буквы и цифровые индексы:

  • 5А указывает на 120-сильный двигатель;

  • версия 5АМ оснащена мотором в 140 сил, а коробка передач смещена влево;
  • 5М-1 отличается гидростатической трансмиссией;
  • СКК-5 предназначена для работы на участках со сложным рельефом и «берет» склоны до 30°;
  • СКП-5М-1 — это полугусеничная модификация для «мокрой» почвы.

Плюсы и минусы

За все время эксплуатации «Нив» накоплен гигантский опыт, и о «нраве» этих комбайнов знают все, кто имел дело с сельхозмашинами.

Достоинств у них немало:

  • досконально изученная конструкция;
  • хорошая маневренность при небольших габаритах;
  • низкая цена;
  • наличие любых запчастей и высокая ремонтопригодность;
  • приемлемое качество очистки зерен;
  • неплохая производительность при относительно малых потерях сбора.
Имеются и характерные недостатки:

  • периодически «летящие» приводные ремни;
  • трудности при монтаже жатки и навесного оборудования; не одно поколение механизаторов «изобретало» в полевых условиях различные откосы, разварки и кронштейны;
  • не особо плавный ход при полной загрузке.

Теперь вы знаете, что обеспечило такую популярность этому замечательному механизму. Надеемся, данная информация поможет определиться с выбором техники. Рекордных урожаев!

Комбайн Нива СК 5

Зерноуборочный комбайн Нива СК- 5 — это самоходный комбайн производительностью 5 кг/с, выпускавшийся в СССР c 1970-го года заводом «Ростсельмаш». Когда-то комбайн «Нива» СК-5 был из популярнейших в СССР и являлся своеобразной «визиткой» советского сельскохозяйственного машиностроения. Сейчас на смену ему пришли более современные такие как комбайн Акрос 530.

Он появился на свет в после глубокой модернизации более старой модели СК-4, которая работала на полях с 1960 года. Производство комбайна продолжается и в наше время под брендом СК-5 «Нива-Эффект», а популярность его среди отечественных аграриев по-прежнему очень высока.Тысячи этих комбайнов продолжают успешно косить и обмолачивать хлеба на российских полях, подтверждая высокое качество продукции «Ростсельмаш».

Фото комбайна Нива СК-5

Идя в ногу со временем, конструкторы завода «Ростсельмаш» сделали новые модели более удобными для комбайнера, отказавшись от аскетизма советских времен. Изначально выполнявшаяся в спартанском духе кабина нового комбайна Нива СК 5 приятно удивляет своей комфортабельностью. Она стала герметичной и выполнена из современных звукоизоляционных материалов, что обеспечивает необходимые условия для эффективности работы комбайнера, которая координируется с работой других, находящихся, например за рулем трактора МТЗ-320 Беларус.

Устройство комбайна Нива СК-5

Фото устройства комбайна Нива СК-5

1. Мотовило 2. Режущий аппарат 3. Шнек 4. Пальчиковый аппарат 5. Наклонная камера 6. Приемный битер 7. Камнеуловитель 8. Барабан 9. Приставка деки 10. Основная дека 11. Отбойный битер 12. Соломотряс 13. Транспортная (стрясная) доска 14. Пальчиковая (разравнивающая) решетка 15. Верхнее решето 16. Удлинитель верхнего решета 17. Нижнее решето 18. Скатная доска 19. Зерновой шнек 20. Колосовой шнек 21. Зерновой элеватор 22. Колосовой элеватор 23. Верхний (распределительный) колосовой шнек 24. Скатная доска удлинителя 25. Половонабиватель 26 Измельчающий барабан с ножами 27 Противорежущий брус 28. Шнек измельчителя 29. Вентилятор измельчителя 30. Бункер 31. Вентилятор очистки

Принцип работы

Мотовило, вращаясь, наклоняет стебли, режущий аппарат срезает их, а мотовило укладывает на суживающий шнек. Шнек суживает массу и пальчиковым аппаратом подает в наклонную камеру, плавающий транспортер наклонной камеры подает в молотильно-сепарирующее устройство (МСУ).
Приемный битер подхватывает массу и подает к барабану. Попавшие камни, лопасти приемного битера отбивают в камнеуловитель. Камера камнеуловителя забита рыхлой массой, поэтому срезанные растения скользят по ней и направляются лопастями приемного битера в зазор между барабаном и декой, а камни пробивают эту подушку и попадают на дно камнеуловителя. Барабан своими бичами протаскивает массу по деке. Бичи, ударяя по колосьям, выбивают из них зерно, которое проваливается в отверстия деки. Для того чтобы меньше травмировать зерно, на бичах сделаны насечки — рифы, они заменяют прямой удар на скользящий. При таком ударе зерно меньше травмируется. Так как рифы смещают массу в сторону, перегружая одну сторону комбайна, и недогружают другую. Чтобы этого не произошло, бичи ставят поочередно с левой и правой насечкой (рифы). Так как барабан вращается с большой скоростью (примерно 1000 об/мин для пшеницы), он разгоняет массу на деке, скорость массы увеличивается, а толщина ее уменьшается. Для качественного обмолота, необходим постоянный контакт между бичем, колосом и декой, поэтому зазор на выходе из МСУ уменьшается (для пшеницы вход 18 мм, середина 14 мм, выход 2 мм). Колосья, проходя по деке, ударяются о поперечную планку и выделяют зерно, таким образом, в МСУ вымолачивается 100 % зерна, а выделяется из соломы (сепарируется) около 80 %. Оставшиеся 20 % свободного зерна вместе с соломой и оторванными колосками уходят на соломотряс. Прошедшее, сквозь деку зерно, колоски и полова сходят на транспортную доску очистки. Отбойный битер отбивает солому от барабана и направляет в начало соломотряса.
Солома, свободной зерно и колоски, попавшие на соломотряс, за счет ступенчатой поверхности и круговых движений клавиш распушаются и транспортируются назад к копнителю. Так как масса распушилась, более тяжелые колоски (чем солома) и зерно проваливаются вниз, проходят через жалюзийные отверстия клавиш и по наклонному дну клавиши скользят на транспортерную доску очистки, а солома идет в копнитель.
Зерновой ворох (зерно, полова, колоски и мелкий сор) поступает на стрясную доску от МСУ и соломотряса. За счет ступенчатой поверхности и возвратно-поступательных движений стрясной доски ворох перемещается назад, к пальчиковой решетке. Мелкие частицы (зерно, полова и мелкие колоски) проваливаются через пальчиковую решетку и падают на начало верхнего решета, а крупные сходят с пальчиковой решетки и падают на средину верхнего решета. Верхнее решето состоит из жалюзей, они открыты на 2/3. Сквозь них проваливается все зерно и мелкие колоски, а крупные колоски сходят на удлинитель верхнего решета, полова выдувается вентилятором в копнитель, колоски, сошедшие на удлинитель, проваливаются через его жалюзи и попадают в колосовой шнек. Все зерно и мелкие колоски, попавшие на нижнее решето, за счет ступенчатой поверхности (жалюзи) и круговых движений транспортируются назад. Так как жалюзи открыты на 1/3, сквозь них проваливается только зерно, и падает на скатную доску, а колоски сходят и падают в колосовой шнек. Зерно скатывается по скатной доске и поступает в зерновой шнек. Колоски с колосового шнека попадают в колосовой элеватор, далее на верхний колосовой шнек (распределительный). С него на отбойный битер, далее на барабан, на повторный обмолот. Зерно зерновым шнеком подается на зерновой элеватор в бункер.
Солома, попавшая в копнитель, уплотняется половонабивателем с помощью подпрессующей камеры. Вход в камеру широкий, а выход — узкий, поэтому солома сжимается в 2 раза. Половонабиватель направляет полову на днище копнителя. Когда копнитель набивается, и комбайн подходит к ряду копен, комбайнер нажимает на педаль, копна выгружается. После схода копны копнитель автоматически закрывается.
В настоящее время на большинстве комбайнов устанавливают, вместо копнителя — измельчитель. В изельчителе солома измельчается и вместе с половой разбрасывается по полю, или грузится в транспортное средство.

Невозможно представить работу этой модели без такого элемента как жатка комбайна Нива СК-5.

Зерноуборочный комбайн Нива СК 5

Нива СК 5 – самоходный зерноуборочный комбайн средней производительности, выпускавшийся в советские годы предприятием Ростсельмаш. В 1970-1980-х годах модель считалась лидером рынка комбайнов и эталоном сельскохозяйственного машиностроения в СССР. Экспорт техники осуществлялся в 50 стран мира. Позднее на смену модели пришли более современные комбайны семейства Акрос.

Нива СК 5 является легендой отечественного машиностроения. Комбайн появился в середине 1970-х годов и вскоре стал очень популярным. Выпуск глубоко-модернизированной вариации Нива СК 5 продолжается и в настоящее время. Обновленные версии комбайна способны конкурировать с иностранными аналогами. Нива СК 5 используется в малых и средних фермерских хозяйствах с небольшими площадями обработки, для которых применение техники с высокой производительностью нецелесообразно. В подобных условиях модель остается крайне эффективной, потому спрос на нее сохраняется.

История модели началась в 1958 году. Тогда завод Ростсельмаш представил 27 новейших самоходных комбайнов СК 3, созданных с нуля (цифры в названии имели следующую расшифровку: СК – самоходный комбайн, 3 – производительность, кг/сек). Ранее предприятие производило исключительно прицепные версии, потому появление принципиально новой техники имело огромное значение. Зимой 1962 года была представлена модель СК 4 с увеличенной производительностью. Еще через 11 лет состоялась премьера последнего представителя семейства – комбайна Нива СК 5. Техника появилась в результате глубокой модернизации предыдущей версии. В дальнейшем модель несколько раз обновляли. В настоящее время комбайн продается под названием СК 5 Нива-Эффект. У техники появилась кабина с кондиционером, вместо традиционного красного цвета стали использовать зеленый. Популярность машины остается высокой, ее по-прежнему можно встреть на российских полях.

Основной сферой деятельности комбайна является сбор и первичная переработка зерновых культур. Маневренность и компактные габариты позволяют технике эффективно работать в условиях сложного рельефа и узких участков. Небольшой радиус поворота делает машину идеальной для малых участков. В стесненных условиях равных модели Нива СК 5 просто нет.

Ростсельмаш также выпускает специальную версию, предназначенную для влажного и слабонесущего грунта. Модификация комплектуется полугусеничным ходом. Подобные изменения позволяют работать на рисовых полях.

Вместе со специальным оборудованием комбайн может убирать кукурузу. Улучшения жатки предоставляют возможность работать с соей, гречихой и другими крупяными культурами.

Нива СК 5 остается одним из наиболее надежных и распространенных комбайнов в России.

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • длина – 7607 мм;
  • ширина – 3930 мм;
  • высота – 4100 мм.

Масса комбайна составляет 7400 кг.

Эксплуатационные характеристики:

  • производительность – 5 кг/сек;
  • частота вращения молотильного барабана – 2900 об/мин;
  • ширина жатки – 5000 мм;
  • объем бункера – 3000 л;
  • скорость выгрузки бункера – 40 л/сек;
  • высота выгрузки из бункера – 2900 мм.

Прочие параметры:

  • длина элементов соломотряса – 3600 мм;
  • количество элементов соломотряса – 4;
  • диаметр молотильного аппарата – 600 мм;
  • частота кручения барабана – 2900 об/мин.

Последние версии Нива СК 5 комплектуются 4-тактными рядными дизельными агрегатами модели ММЗ Д.260.1 (производитель – Минский моторный завод). Данный двигатель прекрасно подходит для выполнения различных задач благодаря большому запасу крутящего момента, обеспечивающего отличную тягу при движении на сложных участках или при полной нагрузке.

Агрегат имеет жидкостное охлаждение. Среди плюсов мотора ММЗ Д.260.1 следует выделить умеренное потребление топлива и плавную работу. Средний расход горючего для комбайна Нива СК 5 с данным двигателем составляет 25 л/час. В зависимости от характера работы показатель может меняться. Агрегат располагается за бункером для зерна.

Характеристики мотора ММЗ Д.260.1:

  • рабочий объем – 7,12 л;
  • номинальная мощность – 114 (155) кВт (л.с.);
  • максимальный крутящий момент – 622 Нм;
  • частота вращения – 2100 об/мин;
  • количество цилиндров – 6;
  • диаметр цилиндра – 110 мм;
  • степень сжатия – 16.

Также модель Нива СК 5 комплектовалась следующими типами двигателей:

  • дизельные агрегаты СМД-17К (СМД-18К) мощностью 100 л.с.;
  • дизельные моторы СМД-19К (СМД-20К) мощностью 120 л.с.;
  • бензиновые силовые установки (первые модификации комбайна).

Устройство и особенности обслуживания

Ходовая часть серии Нива СК 5 состоит из ведущего и управляемого моста. В первый входят муфта сцепления, 2 бортовых редуктора, коробка передач, специальный тормоз и колеса. Муфта сцепления располагается на приемном шкиве вала привода трансмиссии. На приводном валу располагаются 2 каретки (первая включает заднюю и 1-ю передачу, вторая – 2-ю и 3-ю передачи). При включении передачи шестерни блокируются специальным механизмом блокировки. Мост управляемых колес выполнен в виде жесткой балки с поворотными кулаками, колесами и трапецией с гидроцилиндром. В торцах балки посредством шкворней и шарниров устанавливаются полуоси колес.

Нива СК 5 имеет клиноременный вариатор, потому усилие со шкива мотора на шкив трансмиссии передается при помощи клиноременной передачи. Вариатор используется для изменения передаточного числа. Управление трансмиссией осуществляется из кабины путем перемещения ручки золотника гидрораспределителя. При постановке в заднее положение выбирается минимальная скорость, в переднее положение – максимальная скорость.

Основным рабочим органом комбайна Нива СК 5 является жатка, которая используется для скашивания и перемещения зерна в молотилку. Дополнительно она может оборудоваться подборщиком, выполняющим подбор скошенных стеблей. Жатка на данной модели состоит из следующих элементов:

  • корпус с башмаками. К нему присоединяются основные рабочие механизмы жатки. Сам корпус подвешивается при помощи сферического шарнира и подвесок к наклонной камере;
  • мотовило, подводящее и поддерживающее стебли в процессе резки и отправляющее их к шнеку. В основе элемента лежит вал с закрепленными на нем крестовинами. К ним присоединяются граблины, представляющие собой трубчатую конструкцию с подпружиненными пальцами;
  • режущий аппарат. Используется для резки стеблей в процессе комбайнирования. Режущий аппарат включает пластины трения, пальцевой брус с противорежущими пластинами ножа и одинарными пальцами, приводной механизм и прижимные лопатки. Система работает от шарнирно-телескопической передачи, установленной на корпусе жатки;
  • шнек, сужающий и подающий поток стеблей на транспортер. Элемент состоит из цилиндра со спиральными лентами, приваренными к нему, правого и левого направлений, сдвигающих в середину собранные стебли;
  • плавающий транспортер, сопровождающий зерновую массу в молотилку. Находится в наклонном корпусе и состоит из ведущего и ведомого валов со звездочками и роликово-втулочных цепей;
  • подборщик, осуществляющий подбор из валков скошенных культур и подающий их на платформу жатки. Для его монтажа необходимо снять мотовило. Подборщик используют при раздельном комбайнировании.

Система гидравлики техники включает 2 гидравлические системы: рулевого управления и основную. В состав последней входят предохранительные клапаны, 2-сторонний гидроцилиндр вариатора ходовой, гидроцилиндры подъема мотовила и жатки, гидронасос НШ-32У и гидрораспределитель с 7 выходами. Основная гидросистема обслуживает рабочие механизмы. Рулевая гидравлическая система включает гидрораспределитель, силовой цилиндр, насос НШ-10Е и насос-дозатор. Обе системы подключены к одному гидробаку на 14 л.

В первых модификациях Нива СК 5 кабины были со «спартанскими» условиями работы. Единственным плюсом было наличие принудительной вентиляции, которая от сильной жары все равно не спасала. Рулевая колонка размещалась у оператора. Раздельные тормозные педали и педаль выгрузки копны находились справа от рычага переключения скоростей, слева располагались стояночный тормоз и сцепление. Рядом с креслом водителя размещались переключатели и рычаги управления система техники (выгрузкой бункера, жаткой, молотилкой и другими механизмами). В последних вариациях условия существенно улучшилась. Появилось подрессоренное кресло с регулировками в горизонтальной и вертикальной плоскости и настройкой по весу. Шумоизоляция и обивка стали гораздо качественнее, опционально устанавливался кондиционер.

Нива СК 5 считается одним из наиболее надежных комбайнов. Однако данной технике также необходим уход. Для сохранения легкого управления необходимо регулярно менять масло в гидроприводе (примерно раз в 20 дней при интенсивной работе). Башмаки на влажном или рыхлом грунте обычно снимают, чтобы не набивался валик, препятствующий нормальному движению.

Чрезмерно высокая скорость подборщика в сравнении со скоростью техники (более 30%) может привести к разрыву валков и потере зерна. Нередко у модели Нива СК 5 забивается соломотряс. В этом случае на панели управления появится соответствующий сигнал, оператору следует понизить скорость движения. Также регулярно необходимо менять приводные ремни, которые изнашиваются довольно быстро.

Нива СК 5 – простой и эффективный помощник, являющийся лидером в сегменте бюджетных комбайнов.

Последняя генерация комбайна Нива СК 5 в стоковом варианте предлагается за 1,3-1,6 миллиона рублей.

На вторичном рынке данная модель представлена очень широко, а стоимость начинается от 100 тысяч рублей. Свежие версии (позднее 2006 года) в нормальном состоянии обойдутся в сумму от 500 тысяч рублей. При покупке б/у техники следует осмотреть раму и другие элементы конструкции на предмет ржавчины. Из механизмов необходимо проконтролировать состояние молотилки, подбарабанья, двигателя и барабана.

Комбайн Нива СК 5

Сельское хозяйство СССР не обходилось без зерноуборочной техники. Прославленный на все государство комбайн Нива СК 5 представлялся одной из самых востребованных моделей того времени. А также машина стала базовым устройством при производстве узкоспециализированной техники, применяемой во многих отраслях жизнедеятельности.

Назначение

Основное назначение комбайна – сборка урожая зерновых культур. Измененная модификация Нива СК5м1 способна справляться с уборкой кукурузы, бобовых растений, сои при установке вспомогательного оборудования.
В настоящее время комбайн применяется в небольших фермерских хозяйствах, которые обрабатывают малые площади. Данная техника вполне подходит для небольших угодий, где использование серьезных машин с высокой производительностью не целесообразно.

Технические характеристики

Технические характеристики комбайна Нива СК 5 позволяют вступать модели в конкурентную борьбу с аналогичными иностранными устройствами. Общие технические показатели:

  • Выработка – 5 кг/сек;
  • Емкость бункера – 3000 л;
  • Быстрота разгрузки бункера – 40 л/сек;
  • Высота выгрузки – 2,9 м;
  • Поперечный размер жатки – 5 м;
  • Число ножевых приспособлений – 64 шт;
  • Размер – 7,6х3,9х4,1 м;
  • Масса – 7,4 т;
  • Устройство очистки – двухрешетное;
  • Длина деталей соломотряса – 3,6 м;
  • Число деталей соломотряса – 4 шт;
  • Вид молотильно-сепарирующего механизма – барабан;
  • Быстрота кручения барабана – 2900 об/мин;
  • Быстрота срезов ножевого механизма – 750-1235 срезов/мин.

Нива 5 считается компактным устройством, подходящим для больших и малых территорий уборки со сложными границами.

Характеристики двигателя

При помощи силового агрегата все приспособления зернового комбайна нива начинают свою работу.

Основные показатели мотора:

  • Виды двигателя – СМД-17К, СДМ-18К с силой в 100 л.с.
    СМД-19К, СМД-20К, СДМ-21 с мощностью 120 л.с.
  • Число цилиндров – 4 шт;
  • Метод запуска – бензиновый запуск/стартер.

Четырехтактные моторы, работающие на дизельном топливе, выпускаются в рядном исполнении. Более мощные агрегаты снабжены системой турбонаддува, обеспечивающей охлаждение воздуха перед заходом в турбину.
Старые модификации имели бензиновый метод запуска. Новые устройства оборудованы стартером, обладающим большим запасом активного пользования. Двигатель комбайна Нива являлся довольно мощным для устройств прошлого века.

Старые модели оснащались весьма неудобной кабиной. Так как машина эксплуатировалась в летний период, спасаться от жары при помощи встроенной принудительной вентиляции не получалось.
Сиденье оператора имеет настройку по высоте и ширине. Управление осуществляется рулевой колонкой, находящейся прямо перед креслом. Для управления жаткой, молотильным механизмом и выгрузкой предусмотрены рычажки и тумблеры в легком доступе.
Новейшие модификации снабжены кабиной с электронным механизмом управления, кондиционером. Предусмотрено губчатое ковровое покрытие для облегчения продолжительного пребывания за управлением. Представленные в сети фото Нива СК 5 помогают судить о расположении основных узлов контроля работы комбайна.

Расход топлива

Вместимость бака для топлива составляет 300 литров. Удельный расход топлива равен 162 г/л.с. ч.

Устройство

Устройство комбайна Нива СК 5 содержит ходовую часть, гидравлику и жатку. Ход комбайна обеспечивается мостом ведущих колес, мостом управляемых колес и вариатором. Для перемещения ведущих колес имеются такие основные узлы:

  • коробка передач;
  • муфта сцепления;
  • дифференциал;
  • КПП с тормозом;
  • пара бортовых редукторов.

Коробка передач имеет три вала и систему шестерен. Коробка обеспечивает три передние передачи и одну заднюю.
Водимые колеса соединены жесткой балкой. А также имеются поворотные кулаки и трапеция с цилиндром, работающим от гидропривода.
Вариатор играет роль передатчика крутящего момента со шкива мотора на КПП. Происходит это за счет клиноременного механизма. Управление вариатором осуществляется оператором.
Система гидравлики участвует в процессах управления основными элементами машины, опустошении бункера, осуществлении поворотных движений, наборе или снижении скорости. Система гидравлики делится на такие составляющие:

  • насос;
  • распределитель;
  • насос для дозирования;
  • поршневой цилиндр.

Зерноуборочный комбайн Нива СК 5м имеет основной элемент для уборки растений – жатку. Она содержит такие элементы:

  • раму с башмаками;
  • мотовило;
  • аппарат резки;
  • шнек;
  • транспортерная лента плавающей разновидности;
  • подборщик (используется при раздельном способе зерноуборки).

Схема комбайна Нива СК 5 подразумевает определенный ход работы:

  1. наклоненные мотовилом растения срезаются и подаются в молотильно-сепарирующую систему после сужения;
  2. в приемном битере происходит разделение на камни и основную массу зерновых культур;
  3. в барабане зерна отделяются от колосьев;
  4. полученная солома поступает на соломотряс;
  5. после полного разделения зерно подается в бункер;
  6. обработанная солома движется в копнитель, где уплотняется;
  7. после набивки копнителя оператор выгружает копну;
  8. копнитель закрывается.

СК 05 отличается высокой маневренностью и простотой контроля в непредвиденных обстоятельствах.

Преимущества и недостатки

Техника обладает рядом достоинств:

  • высокая выработка при низкой стоимости;
  • простота конструкции;
  • упрощенное обслуживание и ремонт;
  • наличие в продаже запасных частей и комплектующих до доступной цене;

Вес комбайна Нива СК 5 дает возможность употреблять его для разнообразных почв в разных климатических условиях. Среди недостатков можно выделить следующие:

  • неспособность выполнять плавный ход по мягкой поверхности вследствие ременного привода;
  • быстрый износ ремней;
  • навесной механизм жатки не очень надежен.

Конечно, модель обладает отрицательными качествами, но цена и простота обслуживания обуславливают популярность приобретения фермерами этой модели.

Пользователи техникой отмечают трудное трогание с места на мягких грунтах с наполненным бункером. Механизаторам нравится простота замены множества узлов, и поэтому простой при эксплуатации в полевых условиях почти не случается. Многие отмечают быструю окупаемость техники.

Чем может комплектоваться

Техника может комплектоваться дополнительными механизмами для обработки кукурузных, бобовых, соевых полей. При желании на комбайн можно установить жатку или подборочную платформу.

Аналогичными моделями комбайна считаются улучшенные модификации «Нива-эффект» и комбайн Акрос 530.

Так как выпуск образца СК 5 прекращен, то можно купить поддержанную марку машины по цене 160000-600000 рублей. В интернете представлено много объявлений о продаже. Фото комбайна Нива не отображает техническое состояние. Поэтому при осмотре следует обратить внимание на состояние конструкции и барабанного механизма.

Комбайн Нива СК 5 идеально подойдет для незначительного фермерского угодья. Быстрая окупаемость и достаточная выработка сыграют неплохую роль при становлении деятельности.

Описание и технические характеристики комбайнов Нива СК-5 и СК-5М

Комбайн Нива модели СК-5 — незаменимый труженик полей. Технические характеристики позволяют этому агрегату вполне уверенно выдерживать конкуренцию с западными моделями сельскохозяйственных машин. И даже превосходить их по многим показателям.

Общая информация

Самоходные зерноуборочные комбайны Нива впервые сошли с конвейера завода «Ростсельмаш» в 70-х годах прошлого века. Несмотря на прошедшие годы, этот комбайн до сих пор с успехом используется на полях нашей страны.

Принцип работы зернового комбайна прост. Основным рабочим инструментом является жатка. Она расположена впереди машины, через жатку скошенные колосья попадают в молотильный узел. Зерно очищается от грязи и отходов при помощи воздуха и решёток.

Кабина оператора расположена слева от молотилки. По анализу экспертов — это существенный недостаток конструкции. Оператор не может полностью контролировать шнек жатки.

За кабиной располагается бункер для зерна, а за ним двигатель. Зерновой комбайн работает на ременном приводе, то есть за движение всех узлов машины отвечают ремни.

Комбайн Нива СК-5

Колёса комбайна разного диаметра. За управление и поворот отвечают маленькие задние колёса. Передние колёса большого радиуса являются неуправляемыми. Соответственно для этой машины понадобятся шины разного радиуса.

Стоит отметить, что на зерновой комбайн советского образца, можно с успехом поставить шины от известных западных производителей.

Рассмотрим производительность зерноуборочных машин «Нива» на примере модели Ск-5.

Комбайн Нива СК 5

Технические характеристики этого комбайна более детально рассмотрим при помощи таблицы:

Дизельный, мощность 155 л.с

Из приведённой таблицы можно сделать выводы, что зерновой комбайн Нива СК-5 очень компактная модель. Это позволяет ему уверенно себя чувствовать даже на небольших полях. Сложные границы поля и невысокие показатели урожайности тоже не являются ограничением для работы машины.

Высокую производительность обеспечивает наклонная камера, транспортёр которой минимизирует потери убранного зерна.

Измельчитель соломы обеспечивает чистоту намолоченного зерна. Стоит отметить, что в соломотрясе имеется система, которая возвращает недомолоченную массу в повторную обработку.

Машина отличается большой манёвренностью и лёгкостью в управлении. Этому способствует не только мощный двигатель, но и гидравлический усилитель руля. Такая мобильность позволяет использовать комбайн СК 5 даже в самых экстремальных условиях.

В настоящее время можно приобрести комбайны «Нива» нового образца на гусеничном ходу. Это позволяет использовать технику на труднопроходимых грунтах и заболоченной почве.

За изменение рабочего положения жатки отвечает встроенная гидравлическая система. Кабина оператора оборудована по европейским стандартам. В ней имеется кондиционер и система обогрева. Кроме того, кабина надёжно защищена от пыли и шума.

Комбайн Нива СК-5М-1

Как и любая техника советского образца, зерновой комбайн Нива, очень редко выходит из строя. Даже в случае непредвиденной поломки, проблем с запчастями не возникает.

Большинство узлов по силам заменить оператору, без привлечения узких специалистов. Это позволяет производить ремонт в полевых условиях, сводя к минимуму вынужденный простой техники.

Но даже такая совершенная техника имеет недостатки конструкции. Это не портит общей положительной картины, но всё-таки доставляет неудобство в эксплуатации:

  1. Жатка. Вся система очень сложна в монтаже и требует дорогостоящего обслуживания.
  2. Ремни. Отвечают за работу всех основных систем, вследствие чего быстро изнашиваются и нуждаются в постоянной замене.

Но в целом комбайн СК 5 Нива довольно надёжная машина, рассчитанная на длительный срок эксплуатации.

Зерновой комбайн Нива СК-5М

Модель СК-5М-1, это модернизация комбайна предыдущей модели. Комбайн в основном предназначен для уборки зерновых культур. Если установить дополнительное оборудование, можно обрабатывать поля кукурузы, бобовых культур и сои. Комплектация техники осуществляется по желанию заказчика. Это может быть жатка, или подборочная платформа.

Комбайн Нива СК-5М-1

Технические характеристики Нивы СК-5М-1:

10920/4130/3970 мм (длина указана с учётом жатки)

Комбайн «НИВА» СК-5: технические характеристики

Нива СК-5, одна из легенд отечественного, сельскохозяйственного, машиностроения. Этот небольшой комбайн увидел свет более 40 лет назад, и был когда то одной из самых массовых зерноуборочных машин в Советском Союзе. По сей день компания «Ростсельмаш» выпускает глубоко-модернизированную версию этого замечательного комбайна. Новые СК-5 обладают отличными производственными характеристиками и вполне способны конкурировать с зарубежными аналогами, в своем сегменте.

Применяются эти комбайны преимущественно малыми фермерскими хозяйствами, с небольшими площадями посевов. Там где применение серьезной высокопроизводительной техники не целесообразно. В таких условиях эти машины незаменимы, и спрос на них вследствие этого не падает с годами.

История создания комбайна «Нива» СК-5

Знаменитый на всю страну, а также ближнее и дальнее зарубежье, завод «Ростсельмаш» ведет свою историю с начала 20 века. С конвейера именно этого предприятия, когда то сходили комбайны Нива СК-5, а сегодня там же, производят его модернизированных потомков.

История этой машины, которую без преувеличения можно назвать выдающейся, началась в далеком 1958 г. В июне этого года, а точнее 12- го числа, министерству сельского хозяйства были сданы 27 новеньких комбайнов. Это были первые самоходные комбайны СК-3, полностью разработанные конструкторами «Ростсельмаш».

Комбайн «Нива» СК-3

Это событие имело большую значимость. Ведь до этого предприятие выпускало лишь прицепные комбайны. Теперь страна имела производство машин совсем другого уровня, современных и производительных. В 1961 было выпущено уже 100 тыс. машин.

Следующий этап развития модели, произошел в феврале 1962 года. Завод приступил к производству обновленной СК-4, эта модель была производительнее предыдущей на 25%.

Комбайн «Нива» СК-4

Производство Последней модели этого ряда, «Нива СК-5» началась в 1973. Этот комбайн послужил базой для создания нескольких узкоспециализированный модификаций, например: рисоуборочный комбайн, для работы на склонах до 30 градусов.

В дальнейшем СК-5 не однократно модернизировался. До наших дней дошел под названием «Нива-эффект».

Технические характеристики комбайна «Нива» СК-5

Буквы СК в названии обозначают «комбайн самоходный», а цифра 5 его производительность, 5 кг/сек. Рассмотрим остальные его характеристики:

  • Габариты длина/ширина/высота – 7607/3930/4100 мм;
  • Вес – 7400 кг;
  • Молотильный механизм – барабан, вращение 2900 об/мин;
  • Объем бункера – 3000 л;
  • Выгрузка бункера, скорость/высота – 40 л.сек. / 2,9 м;
  • Соломотряс – 4 клавиши;
  • Ширина жатки – 5 м;
  • Ножи – 64 шт;
  • Камера наклонная – транспортер.

Двигатель комбайна «Нива» СК-5

Двигатель комбайна, как и любой другой техники, это его сердце. Он обеспечивает работу всех систем машины и ее движение. СК-5 оснащался пятью различными двигателями: СМД-17К, СМД-18К мощностью 100 л.с. и СМД-19К, СМД-20К, СМД-21 мощностью в 120 лошадей.

Все модели – это четырехтактные, четырехцилиндровые дизеля, рядного исполнения. Последние три модели из представленных выше с наддувом. Воздух перед подачей в турбину принудительно охлаждается, что позволило качественно сжигать большее количество топлива в цилиндре, значительно повысив мощность.

Вариатор комбайна «Нива» СК-5

Привод на комбайнах Нива клиноременный. Это значит, крутящий момент со шкива двигателя на шкив КПП передается посредством клиноременной передачи, при помощи вариатора.

Вариатор служит для изменения передаточного числа на ременной передаче. Осуществляется это с помощью осевого смещения диска ведущего блока, с помощью гидроцилиндра. При перемещении диска влево или вправо происходит изменение ширины ручья. Соответственно ремень либо смещается глубже, уменьшая диаметр, либо выталкивается к поверхности ручья, при этом диаметр его увеличивается.

Управляется вариатор из кабины, перемещением ручки золотника гидрораспределителя. До конца вперед максимальная скорость, назад минимальная.

Ходовая комбайна «Нива» СК-5

Ходовая комбайнов «Нива СК-5» включает в себя мост ведущих и управляемых колес.

Мост ведущих колес. В него входят:

  • Коробка передач
  • муфта сцепления
  • дифференциал
  • КПП с тормозом
  • два бортовых редуктора
  • колеса.

Муфта сцепления установлена на приемном шкиве вала привода КПП. Ведомый диск муфты крепится на вал привада, а выжимной диск с помощью 12-и пружин прижимает его к внутренней поверхности шкива. При выключении сцепления специальная муфта надавливает на отжимные рычаги, освобождая тем самым ведомый диск, от выжимного и передает вращение на КПП.

Коробка передач. Снабжена тремя валами и набором шестерен. На приводном валу крепятся две подвижные шестерни(каретки). Первая включает 1-ю и заднюю передачи, а вторая шестерня 2-ю и 3-ю передачи. После того как передача включена, механизм блокировки фиксирует шестерни.

Мост управляемых колес представляет из себя: жесткую балку, поворотные кулаки, трапецию с гидроцилиндром, колеса

В торцах балки с помощью шарниров и шкворней крепятся полуоси колес. Ступицы крепятся к полуосям с помощью конических подшипников.

Жатка комбайна «Нива» СК-5

Предназначение жатки – это скашивание и транспортировка зерновой массы в молотилку. На нее возможно крепление подборщика, функция которого подбирать из валков скошенные стебли. Ширина захвата жатки может быть разной, а состоит она из следующих элементов:

  • Корпус жатки с башмаками. К нему крепятся все рабочие элементы жатки. Подвешивается корпус к наклонной камере, для этого используют сферический шарнир и специальные подвески, которые связаны пружин, уравновешивающих корпус. Высота среза регулируется башмаками, и может составлять 50, 100, 130, и 180 мм. Давление башмаков на почву регулируется с помощью натяжных пружин в пределах от 25 до 30 кгс.
  • Мотовило. Задача мотовила подводить и поддерживать стебли в момент резки, далее отправляя их к шнеку. Его основа – это вал, на который крепятся крестовины, а к ним граблины. Последние, в свою очередь представляют собой трубчатый вал с подпружиненными пальцами.
  • Режущий аппарат. Его обязанность резка стеблей при комбайнировании. Состоит аппарат из пальцевого бруса с одинарными пальцами, и приклепанными к ним противорежущими пластинами ножа, пластин трения, лопаток прижимных и приводного механизма. В движение нож приводится шарнирно-телескопической передачей, закрепленной на корпусе жатки.
  • Шнек. Сужает и подает поток стеблей на плавающий транспортер. Представляет собой цилиндр с приваренными к нему спиральными лентами, левого и правого направлений, которые при вращении сдвигают скошенные стебли в середину. В центре шнека находится пальчиковый механизм, проталкивающий скошенную массу к транспортеру.
  • Плавающий транспортер. Этот механизм сопровождает зерновую массу от шнека в молотилку комбайна. Располагается транспортер в наклонном корпусе. Состоит из валов со звездочками, ведомого и ведущего. А так же роликово-втулочных цепей с планками из стали.
  • Подборщик. Подбирает из валков скошенную массу и подает на платформу жатки. Для установки подборщика предварительно снимают мотовило. Применяются при раздельном комбайнировании.

Кабина и рулевое управление комбайна «Нива» СК-5

В старых моделях советского периода, условия в кабине комбайна были весьма, спартанские. Принудительная вентиляция хоть и присутствовала, была не способна спасти от жары, а о кондиционере тогда можно было только мечтать. Хотя нельзя не отметить что органы управления машиной располагались вполне удобно.

Рулевая колонка непосредственно перед оператором. В полу справа от колонки рычаг переключения передач, раздельные педали тормоза, педаль выгрузки копны, слева сцепление и стояночный тормоз. Справа от сиденья располагались рычаги и переключатели управления различными механизмами и системами комбайна: жаткой, молотилкой, выгрузкой бункера и т.д.

Сиденье подрессорено с регулировками по весу, в вертикальной и горизонтальной плоскости.

Рулевое управление.

Управляемые колеса на комбайне задние. Система управления полностью гидравлическая, с гидроцилиндром в рулевой трапеции.

Система гидравлики комбайна «Нива» СК-5

Комбайн имеет две гидравлические системы: основная и рулевого управления. Гидросистема обслуживающая рабочие элементы комбайна является основной. В состав ее входят: гидронасос НШ-32У, клапаны предохранительные, гидрораспределитель с семью выходами, двусторонний гидроцилиндр вариатора ходовой, по два гидроцилиндра на подъем жатки и мотовила. Гидравлическое управление очисткой воздуха, открытие копнителя, вибратором бункера.

В рулевой гидравлической системе: насос НШ-10Е, гидрораспределитель, насос-дозатор, силовой цилиндр. Гидробак на обе системы 14 л.

Модификации комбайна «Нива» СК-5

Комбайн СК-5 Нива, неоднократно модернизировался, рассмотрим основные его модификации:

  • СК-5А – имеет двигатель повышенной мощности в 120 сил.
  • СК-5АМ – мощность повысили до 140 сил, трансмиссионную коробку сместили в лево.
  • СК-5М-1 – на эту модель установили гидростатическую трансмиссию

Комбайн «Нива» СК-5М-1

  • СКП-5М-1 – мог комплектоваться сменным полугусеничным ходом, для работ на почвах повышенной влажности.
  • СКК-5 – крутосклонная модификация, способна работать на склонах до 30 градусов.

Уникальная модификация комбайна для разделения тыквы на мякоть и семечки, была переделана из серийной модели группой энтузиастов.

Эксплуатация комбайнов «Нива» СК-5

За несколько десятилетий эксплуатации этих машин в нашей стране и странах СНГ накопился огромный опыт эксплуатации. Мы просто обязаны применить его для нашего анализа. Посмотрим что пишут о «Ниве» опытные комбайнеры.

  1. Работаю на «Ниве» вот уже много лет, за год нарабатываю от 300 до 400 Га в год. Из них 200 своих, остальное колымы. Жатка 5-и метровая, двигатель не турбированый. За день получается примерно 14-15 Га за смену 12 часов. Многие называют такой объем для Нивы невозможным, но это вполне реально, хотя не легко конечно. Поставил кондиционер, стало гораздо легче. А из существенных недостатков только износ ремней, но их замена не составляет большого труда.
  2. У меня объем не большой, 40 Га, убираю не торопясь за три дня. Приобретал 3 года назад, когда надоело нанимать каждый год комбайн со стороны, а это та еще нервотрепка. Хоть и работает она у меня 3-4 дня в году, зато душа спокойна, а это дорогого стоит. А вот Ниву я брал как раз совсем за небольшие деньги, которые уже давно окупились. Техника старенькая, и руки частенько прикладывать приходится, но свое дело делает без нареканий. А вообще если все делать вовремя то машина по сути не убиваемая.

Теперь разберем преимущества и недостатки:

К плюсам отнесем:

  • Машина имеет относительно небольшие габариты, это позволяет использовать ее на небольших по размеру полях со сложным рельефом.
  • Неплохая производительность и небольшие потери.
  • Хорошая очистка зерна.
  • Неплохая маневренность.
  • Доступность запчастей, небольшая стоимость.

Весьма трудоемкий процесс установки жатки.

Покупка комбайна «Нива» СК-5: особенности выбора

Из механизмов осмотрите: состояние барабана, открыв боковые лючки он прекрасно просматривается на сквозь, можно оценить состояние бичей молотилки и подбарабанья; осмотреть снизу элеваторы, не должно быть значительной коррозии; оценить состояние двигателя и приводных ремней.

На вторичном рынке цена на комбайны «Нива» начинаются примерно со 100 тыс. все что ниже, так или иначе разукомплектовано. Цена свежего комбайна приблизительно 1,3-1,4 млн. руб.

Заключение

Неплохая техника для начинающего фермера с небольшими площадями посевов. Поможет сэкономить на начальном этапе, а с работой справится гарантированно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: